На что обратить внимание в первую очередь при выборе варгана?
Такие вопросы мне часто задают при выборе своего первого инструмента.
Варган является инструментом, который сам по себе не звучит, без резонатора, и для звучания ему нужен человек. Вся ротовая полость, грудная клетка и все пространство внутренних каналов и костей верхней части человека формируют звук инструмента: его обертоны, громкость и тембр звучания.
Контактируя с зубами исполнителя, варган передаёт ему свои вибрации, при этом возникает резонанс и появляется звук. Для максимального эффекта нужен хороший контакт, и здесь в первую очередь необходимо освоить правильное положение инструмента в руке и в ротовой полости, между зубами. Поэтому первым параметром для начинающего исполнителя будет удобство положения инструмента в руке – так называемый хват варгана.
Приобретая свой первый варган, лучше взять что-то среднее по размеру. Не рекомендую брать слишком маленький или чрезмерно большой инструмент на «пробу пера». Возьмите что-то среднее, желательно без острых углов, которые могут вносить неудобства во время удержания варгана.
К тому же, варганы маленьких размеров – это, как правило, высокочастотные инструменты с коротким и быстрым ходом язычка, требующие определённый навык игры (быстрые движения при ритмичной игре). Большие варганы, наоборот, обладают очень длинным и замедленным ходом язычка, что тоже требует определённого навыка: тут нужны более чёткие и точные движения исполнителя, что на начальном этапе не всегда доступно.
А что его прям к зубам прислонять нужно? – Такой вопрос тоже часто задают при первом знакомстве с инструментом. Да — это необходимо для правильной работы варгана. И этот нюанс иногда шокирует людей – сразу же возникает опасение повреждения зубов. Но как показывает практика, варган не приносит вреда, напротив, он улучшает кровообращение в корневой системе зубов. Если у вас нет серьёзных проблем с зубами, то смело можно играть. Ну а если есть, то можно попробовать Дан-мои — вьетнамский губной варган. Этот инструмент не требует контакта с зубами и прекрасно может заменить обычный варган.
Базовая частота звучания варгана — его нота, это следующий параметр, который нужно учесть при выборе. Варганы делятся на три основных вида: басовые, среднечастотные и высокочастотные. Здесь нет какой-то чёткой границы перехода от басовых к средним и от средних к высоким, но лучше брать инструмент в среднем диапазоне, ориентировочно от А1 — Ля контроктавы до А2 — Ля большой октавы. Ноту можно выбрать любую, какая больше нравится, тут всё подбирается на слух.
Также следует обратить внимание на такой параметр, как мягкость язычка. Я условно их разделяю на мягкие, средней жёсткости и жёсткие. Мягкий язычок практически не ощущается, он меньше всего передаёт ощущения вибрации инструмента в зубах. Средний более ощутим при игре, а жёсткий имеет самую большую отдачу вибраций. Последний не рекомендую для первого варгана, лучше взять средний либо мягкий язычок, но чрезмерно мягкий тоже не совсем удобен для игры.
Ещё есть такой параметр, как зазоры между деками варгана и его язычком, считается что чем они меньше, тем лучше звучит инструмент. Это не всегда так. Конечно варган с большими зазорами звучать будет очень плохо, но в то же время варган с минимальными, практически нулевыми зазорами может задевать язычком о деки и цокать – не очень приятный звук.
К тому же варган с очень маленькими зазорами требует большую точность движений при игре, что для начального уровня может стать препятствием при освоении инструмента. Инструменты с минимальными зазорами можно отнести к разряду профессиональных, для опытных варганистов, имеющих хороший навык игры. На рис. 4. показаны различия между нормальными зазорами (слева) и большими – такой варган (справа) лучше не брать.
Варган может идти в комплекте с чехлом или без него. Нужен ли чехол для варгана? – Обязательно нужен! Но это не значит, что его нужно покупать вместе с варганом. Чехлом может служить просто брусок дерева, либо и вовсе кусочек пеноплекса, удерживающий варган резинкой. Такую нехитрую конструкцию вы легко можете сделать самостоятельно, не переплачивая за чехол.
Форма чехла по сути не важна, главное, чтобы он выполнял свою основную задачу – защиту варгана от внешних воздействий, падений и во время переноски. Готовые чехлы бывают разных форм, сделанные из разных материалов. Чаще всего встречаются деревянные и кожаные. После многочисленных вариантов конструкций чехла, я остановился на одной. На мой взгляд она оказалась самой практичной и удобной в использовании (рис. 5. слева), как говорится: всё гениальное – просто! Посмотреть видео обзор чехла можно по ссылке.
При выборе своего первого варгана пробуйте сами, если не получается с первого раза – не расстраивайтесь, попросите продемонстрировать звучание инструмента у того, у кого покупаете. Главное, чтобы вам нравился звук и внешность инструмента, а освоить варган вы обязательно сможете, это не гитара и не пианино, на которых действительно нужно долго учиться. Варган может зазвучать у вас уже с нескольких попыток, у кого-то сразу, а кому-то потребуется немного больше времени. За несколько часов уж точно должно получиться.
Приятных вибраций и глубоких погружений в ритмы вашего мира!
Мастер – Евгений Клюев.